Создать объемного персонажа для логотипа или рекламного ролика — только половина дела. Как только внешность вашего героя готова, согласована и утверждена, начинается самое интересное — создание 3d анимации. Это трудоемкий и невероятно интересный процесс, который позволяет в итоге «оживить» любую задумку. Например, научить персонажа говорить с клиентом, грустить и радоваться, размышлять и двигаться, «вляпываться» в приключения и показывать на пальцах, как применить ваш продукт.
Работа 3d аниматоров — колоссальный труд, позволяющий создать не просто двигающуюся картинку, но и вполне достоверную реальность вокруг. Как создается трехмерная анимация и какие чудеса можно сотворить умеючи, разберем подробнее в статье.
Цитируя доктора Франкенштейна: оно живое!
Анимация трехмерных объектов существенно отличается от 2d анимации — «плоских» мультиков, где объем достигался с помощью перспективы и правильной покраски персонажей и окружения. Сегодня технологии позволяют сразу создать объемную модель и показать ее форму освещением и движением камеры. В этом случае понятие анимации изменяется:
2d анимация — создание иллюзии движения или изменение формы объектов с помощью технических приемов.
Анимация 3d — автоматическое перемещение или трансформация объектов в пространстве и времени.
Проще говоря, раньше нужно было покадрово отрисовывать передвижение каждого персонажа. Теперь достаточно создать трехмерную модель персонажа, после чего ее можно двигать в пространстве без дополнительных усилий и прорисовок. Но говорить-то просто, а на деле — оживление 3d модели персонажей довольно сложный процесс. Чтобы заставить фигурку двигаться, мало иметь доступ к компьютеру и умным программам. Нужно еще и представлять, как может передвигаться герой, какие силы на него при этом влияют (не те, которые высшие, а, например, гравитация, сила трения и сопротивления).
Если вы хотите получить живого персонажа с характером — важно обратиться к аниматорам, которые в курсе всех тонкостей и готовы фанатично прорабатывать каждую деталь. Не только походку, но и мимику, и движение волосков, и скольжение ткани (если герой, конечно, носит одежду).
Чтобы учитывать все и сразу, нужно быть немножко волшебником и немножко гением — вполне удачное описание для аниматоров студии KLONA.
Как сотворить не зомби: особенности 3d анимации персонажей
Как гласит современная мудрость: ничто не зомби, кроме зомби. И если ваш герой — не он, то анимирование персонажа должно быть «живым», или, как нынче говорят, верибельным. Зритель должен поверить, что герой действительно ходит, смотрит, кривится или улыбается, взаимодействует с окружающей средой.
Создание и анимация 3d персонажа — это сотворение истории, которая рассказывается не словами на бумаге (или экране), а движением. Например, мимика героя может сказать многое о характере. Но для этого у него должно быть достаточно «качественное» лицо, чтобы заставить мышцы двигаться.
Когда к вопросу подходят без должного старания или в полсилы, как правило, получается что-то по меньшей мере неестественное, а иногда — даже пугающее.
Потому давайте возьмем идеальную модель, как точку отсчета, и посмотрим, что с ней можно сделать:
- Анимировать по ключевым кадрам;
- Анимировать по траектории;
- Создать анимацию в динамической среде;
- Анимировать с использованием motion capture.
Каждый из способов легче всего пояснить, рассматривая не только технологию, но и примеры.
Анимация по ключевым кадрам: из точки А в точку Б
Создание ключевых кадров — один из наиболее распространенных способов создания 3д анимации персонажей. Суть метода заключается вот в чем: на шкале времени задается несколько главных точек, в которых положение или форма объекта изменяется. Аниматор задает нужные параметры модели в указанных кадрах, а «промежуточные» состояния программа рассчитывает автоматически.
Пример: Для простоты возьмем резиновый мячик, который ударяется о землю и отскакивает вверх. Чтобы отобразить один такой «скачок», процесс нужно разбить на три этапа: мячик в верхней точке — мячик на земле — мячик снова в верхней точке. По-хорошему следует задать больше ключевых кадров, учитывать кучу мелочей. Как то, что при падении резиновый корпус растягивается, а при ударе — сплющивается.
Если правильно деформировать объект в каждой фиксированной точке времени, анимация 3d получится максимально естественной.
Анимация по траектории
Не всегда 3d модели персонажей — это люди или животные. Нашим героем может быть любой объект, например, летающая камера или НЛО (в общем все, на что хватит фантазии). В таком случае мигания лампочек и вращения по оси будет недостаточно — не интересно. А вот заставить объект летать по траектории, да еще и «отправить» камеру следить за перемещением, вовремя приближаясь и отдаляясь…
Анимация по траектории и умелое обращение с фокусом (вот уж что точно должна уметь студия 3d анимации) превратит простое кружение объекта в пространстве — в увлекательный почти что блокбастер.
Суть способа заключается в том, чтобы:
- задать точку старта (начало пути объекта);
- обозначить траекторию (путь, который проделывает объект);
- указать конечную точку (где модель должна остановиться).
После того, как персонаж/объект «привязывается» к траектории, программа сама рассчитывает и создает движение. Если при этом добавить анимацию самого объекта (взмахи крыльев, открытие шлюзов, выдвижение шасси) и «поиграть» с камерой, можно добиться весьма интересных эффектов.
Команда студии КЛОНА точно знает, как сделать простое движение по проложенному маршруту визуально привлекательным и умопомрачительно динамичным.
Анимация в динамичной среде
Наш герой — не находится в вакууме. Любого персонажа окружает какая-то реальность, в которой обязательно имеются гравитация (если дело не в космосе), движение воздушных масс и другие виды колебаний. Все это стоит учитывать, чтобы анимация персонажа была достаточно реалистичной.
Как выглядит результат такой анимации и где ее можно наблюдать?
В деталях. Когда персонаж идет по городу, и плащ развевается под порывами ветра, или когда под водой волосы липнут к лицу — все это получается благодаря анимированию с учетом окружающих факторов.
Строго говоря, анимация в динамической среде — скорее вычислительная работа с глубоким погружением в физические характеристики объектов. Но без всего этого даже самое детальное 3d моделирование с проработкой текстур не сделает персонажа живее.
Motion capture: превращение фильма в мультик
Технология захвата движений — молодая, но очень популярная. Сегодня motion capture используется практически во всех фантастических фильмах. Суть такого способа крайне проста:
- на актере закрепляются датчики;
- пока актер двигается, камеры фиксируют положения датчиков;
- их смещение обрабатывает программа и создает движущийся «скелет» с набором ключевых кадров;
- полученный пакет информации «обтягивается» оболочкой — для этого используется 3d моделирование персонажей.
В результате действия героя получаются реалистичными, убедительными, а аниматорам не приходится бороться с физикой и вспоминать, в каком месте что гнется.
Куда потыкать, чтоб задвигалось: сложности анимации 3d персонажей
Сегодня несложно найти программы, предназначенные для 3d моделирования и анимирования персонажей. Но, увы, недостаточно просто скачать бесплатное ПО или купить лицензионную копию крутого специализированного софта. Превращение трехмерной болванки в живое существо — кропотливая работа, требующая навыков и практики.
Хотя в сети выложены разнообразные туториалы по созданию трехмерной анимации, часто обращение к специалистам существенно экономит время, нервы и средства. Аниматоры студии дизайна KLONA точно знают, что нужно сделать, чтобы ваш герой был не просто красивым, но и живым, убедительным, запоминающимся!