С момента зарождения игровой индустрии остро стал вопрос цензурирования такого контента. Это привело к необходимости разработать возрастной рейтинг игр. Поскольку изначально речь шла об игровых автоматах, контролировать игровые тайтлы было достаточно сложно. В эпоху появления онлайн площадок для продажи игр (GOG, Steam, EGS) ситуация кардинально изменилась.
Сразу следует отметить, что законодательно любой разработчик имеет право отказаться от получения рейтинга для проекта. В таком случае он попросту теряет возможность продавать свой продукт на этих цифровых платформах. Обусловлено это пользовательской политикой, поэтому его получение — обязательное негласное требование для всех создателей игровых тайтлов.
Какие организации определяют возрастной рейтинг игр?
Во многих странах существуют различные организации, которые определяют возрастной рейтинг игр. Ниже приведены несколько наиболее известных организаций:
- Entertainment Software Rating Board (ESRB). Организация, определяющая возрастной рейтинг игр для рынка Северной Америки, включая США и Канаду. Предоставляет рейтинги «Для всех» (E — Everyone), «Для подростков» (T — Teen), «Для взрослых» (M — Mature) и др. Указывает наличие контента, возможно неприемлемого для определенных возрастных групп.
- Pan European Game Information (PEGI) — занимается рейтингом проектов для рынка Европы. PEGI использует систему от 3+ до 18+, указывая рекомендуемый минимальный возраст пользователя для каждой игры.
- Computer Entertainment Rating Organization (CERO). Определяет возрастной рейтинг игр для рынка Японии. Использует систему от «Для всех» (A — All Ages) до «Только для взрослых 18+» (Z — 18+). Отмечает рекомендуемый минимальный возраст пользователя.
- Australian Classification Board. Работает исключительно для рынка Австралии. Использует систему от G (General) до R18+ (Restricted 18+). Определяет наличие контента, ограниченного для определенных возрастных групп.
- Korea Media Rating Board (KMRB). Организация, определяющая возрастной рейтинг игр для рынка Южной Кореи. Пользуется системой от «Для всех» (All) до «Только для взрослых 18+» (Adults only 18+), определяя рекомендуемый минимальный возраст пользователя.
В разных странах действуют различные организации или государственные агентства, определяющие возрастной рейтинг игр. Руководствуются они местными законами, культурными особенностями. Яркий тому пример — рынок Китая. На последнем запрещена пропаганда ЛГБТ, феминные мужские тела персонажей и многое другое.
Какие критерии определяют возрастной рейтинг?
В набор возрастных ограничений по странам входят одни и те же наборы аспектов. Это может быть насилие, чрезмерная жестокость, спорные вопросы этики и морали, сексуальный контент и прочее. В некоторых случаях под запрет могут попадать даже определенные известные персонажи из фильмов, мультипликации, книг.
Если обобщить, то регуляторы особое внимание уделяют тем аспектам игры, которые будут указаны ниже.
Сексуальный контент
Определение наличия сексуального контента в играх осуществляется на основе различных факторов и элементов:
- Визуальные элементы. Изображения, анимации или видео, которые содержат наготу, сексуальные позы, сексуальные органы, сексуальные акты или сексуальную одежду персонажей. Оценка может осуществляться на основе явности и интенсивности сексуальных изображений.
- Аудиоэлементы. Звуковые эффекты, диалоги или реплики, которые содержат язык сексуального характера, обсценную лексику или непристойные шуточки.
- Тематика и сюжет. Этот пункт включает наличие и обсуждение сексуальных отношений, сексуальных ориентаций, представления сексуальных фантазий и пр.
- Интерактивность. Возможность игрока взаимодействовать с сексуальным контентом, такими как опции выбора сексуальных действий/решений, которые влияют на развитие сюжета.
Насилие
Вопросы, связанные с насилием, определяются по следующим критериям:
- Визуализация. Сюда входят изображения, анимации, видео, содержащие насильственные сцены, такие как драки, убийства, ранения, взрывы, стрельбу. Оценка может осуществляться на основе явности, реалистичности, кровавости и интенсивности насильственных изображений.
- Звукоряд. Включает звуковые эффекты, диалоги, реплики, которые содержат звуки насилия. К последним относятся выстрелы, удары, крики, стоны и другие звуки, связанные с насильственными действиями.
- Тематика и сюжет. Наличие насильственных действий, смерти персонажей, жестокость или другие насильственные элементы в сюжете или тематике игры.
- Взаимодействие игрока. Подразумевает возможность игрока совершать насильственные действия в игре (убийства, насильственные взаимодействия с другими персонажами, объектами в игровом мире).
Нецензурная лексика
Определение наличия нецензурной лексики в играх осуществляется на основе ряда различных факторов:
- Текстовые элементы. Использование нецензурных выражений, ругательств, оскорблений, проклятий, мата или других непристойных слов и фраз. Могут присутствовать в текстовых сообщениях, диалогах, субтитрах или других формах письменного контента в игре.
- Аудиоэлементы. Включает использование нецензурной лексики в звуковых эффектах, диалогах, репликах персонажей или в комментариях других игроков. Под определение подпадает возможность общения с другими игроками через голосовой чат в мультиплеерных играх.
- Интерактивность. Представляет собой возможность игрока использовать нецензурную лексику в своих действиях или коммуникации с другими игроками. Не исключение и возможность вводить нецензурные слова в текстовых чатах, использовать их в игровых диалогах.
Ярким примером служит онлайн проект студии Valve Dota 2, где факт романтического посещения кафе с матерью оппонента (if you know what I mean) считается едва ли не нормой.
Оценка наличия нецензурной лексики в играх проводится организациями. Последние определяют возрастной рейтинг игр, с учетом контекста, в котором она используется, и предназначения игры. Организации могут анализировать текстовые и аудиоэлементы игры, оценивать частоту и интенсивность использования нецензурной лексики. Также могут учитывать наличие механизмов контроля, ограничения использования нецензурной лексики в игре, таких как фильтры или системы репортов об оскорбительном поведении игроков.
Страх и ужас
Определение наличия страха и ужаса в играх формируется на основании анализа следующих параметров:
- Визуализация. Использование мрачных и угрожающих изображений, жутких существ, кровавых или насильственных сцен, устрашающей атмосферы, зловещих мест. В том чсиле других визуальных эффектов, которые могут вызывать у игроков страх и ужас.
- Звуковые элементы. Применение мрачных звуков, зловещей музыки, криков, стонов, скрежета, помогающих создавать атмосферу жути.
- Игровой процесс. Наличие механик игры, связанных со страхом и ужасом, таких как сюжетные повороты, неожиданные события, преследования, атаки монстров, скачки, скримеры, скрытые ловушки и другие игровые моменты, способные вызывать сильные отрицательные эмоции у игроков.
- Напряжение и эмоциональный контент. Включает наличие сцен с высоким уровнем напряжения, тревоги, угрозы. Также подразумеваются другие эмоционально насыщенные моменты, вызывающие у игроков страх и ужас.
Оценка наличия страха и ужаса в играх проводится организациями, определяющими возрастной рейтинг игр, с учетом интенсивности, длительности и контекста использования страшных и ужасающих элементов в игре, а также предназначения и целевой аудитории игры. Организации анализируют визуальные и звуковые элементы игры, оценивать эмоциональный контент и игровой процесс. Также могут учитывать возможность настройки уровня страха игры, например, через настройки сложности, наличие режимов без страшных элементов.
Взрослое содержание
Взрослые темы в играх включают различные аспекты жизни, более подходящие для взрослой аудитории из-за своего содержания. Некоторые примеры взрослых тем в играх должны включать, но не ограничиваться следующими:
- Сексуальные отношения. Игры, которые содержат откровенные сексуальные сцены, диалоги или изображения, которые рассматриваются как взрослый контент. К последним можно отнести изображения голых тел, сексуальные акты, эротические ситуации.
- Наркотики, алкоголь. В проектах используются изображения или упоминания о наркотических веществах, алкоголе или их употреблении. Подпадают под определение изображения курения, употребления алкоголя, наркотиков, других аспектов, связанных с вредными привычками.
- Преступность. Тайтлы могут содержать изображения или сюжетные элементы, связанные с преступностью, такие как ограбления, насилие, мафиозные структуры, нарушение закона.
- Политика, религия. Сюда входят аспекты, связанные с политикой, выборами, религиозными взглядами, идеологиями.
- Насилие в отношениях. В этот перечень входят изображения или сюжетные элементы, связанные с насилием в отношениях. Последнее подразумевает домашнее, партнерское, сексуальное насилие и другие его формы, которые должны считаться взрослым контентом.
- Психологические и эмоциональные аспекты. Игры могут содержать изображения или сюжетные элементы, связанные с психологическими или эмоциональными аспектами жизни (депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство).
- Смерть, насилие. Речь идет про сцены, связанные со смертью, убийствами, кровопролитием, другими графическими или насильственными ситуациями.
- Социальные темы. Игры иногда затрагивают сложные социальные вопросы, такие как расизм, сексизм, дискриминация, социальные неравенства, политические конфликты.
Определение взрослого содержания в играх основано на визуальном представлении, наличии языка, контексте сюжета. Обычно это оценивается организациями, устанавливающими стандарты контента для игр в соответствии с местными законодательствами, нормами общественной морали.
Мультиплеерные проекты
Определение рейтинга мультиплеерных проектов, то есть игр, в которых игроки получают возможность взаимодействовать с другими игроками онлайн, происходит на основе тех же критериев, которые используются для оценки одиночных игр. В список входит содержание сексуального характера, насилие, нецензурная лексика, страх, взрослое содержание. Однако, мультиплеерные проекты имеют также дополнительные аспекты, которые должны быть учтены при определении их рейтинга.
Одним из важных аспектов определения рейтинга таких игр остается взаимодействие между игроками. Включает коммуникацию между игроками через чат, голосовую связь, возможность игроков влиять на игровой процесс друг друга. Оценка такого взаимодействия включает особенности наличия нецензурной лексики, оскорблений, домогательств. В число входит расизм, сексизм, другие аспекты, связанные с социальными взаимодействиями между игроками. Аспектом определения рейтинга могут быть внутриигровые покупки (микротранзакции, дополнительный контент и пр.). Оценка таких покупок включает анализ их влияния на геймплей, стоимость, воздействие на игровой процесс. Определяется, являются ли они подходящими для конкретного возрастного диапазона.
Также важный аспект определения рейтинга многопользовательских проектов — защита данных игроков (персональная информация, финансовые, конфиденциальные данные). Оценка мер защиты данных должна быть учтена при определении рейтинга игр такого типа.
Кроме того, оценка мультиплеерных проектов также может включать анализ других аспектов. В числе таких возможность создания и модификации пользовательского контента, наличие рекламы или продвижения сторонних продуктов. Также берется во внимание влияние на физическое, психическое здоровье игроков, возможность взаимодействия с другими игроками.
Особенности возрастного цензурирования в Украине
В реалиях Украины нет единого органа, который регулировал возрастное цензурирование игр. В этом мы уступаем США или странами Европы. Институт, ответственный за возрастное цензурирование игр — Комитет по вопросам контроля за рекламой и информацией Украины (КВКРИ). КВКРИ представляет собой госорган, контролирующий и регулирующий рекламу и информацию, включая видеоигры, на территории Украины.
Особенности возрастного цензурирования игр в Украине включают:
- Определение возрастного рейтинга. Проводит оценку контента на основе представленной информации от разработчиков игр, демонстрационного материала, других доступных источников. Определяет конкретный возрастной рейтинг в соответствии с украинским законодательством.
- Контроль за рекламой. Контролирует рекламу видеоигр, особенно ту, которая адресована детям и подросткам. Проверяет рекламные материалы на наличие контента, несовместимого с возрастом целевой аудитории. Под такое определение подпадает насилие, сексуальный контент, нецензурная лексика и другие запрещенные материалы.
- Ограничение доступа. В соответствии с украинским законодательством, видеоигры с рейтингом 18+ могут быть ограничены для продажи/доступа несовершеннолетним, их родителям, определенным категориям пользователей.
- Сотрудничество с другими органами. Сотрудничает с другими органами, в том числе с Министерством культуры, молодежи и спорта Украины.
Однако, стоит отметить, что практика возрастного цензурирования игр в Украине может изменяться со временем. Рекомендуется следить за последними обновлениями и указаниями официальных органов, ответственных за регулирование видеоигр в Украине. Обусловлено это тем, что украинская игровая индустрия все более активно стремится к европейским стандартам. Это напрямую связано с процессом формирования единого возрастного ценза.
Почему наши заказчики могут быть уверенными в безопасности проекта?
Вопрос возрастного цензурирования игр становится все более актуальным в рамках государственного законодательства. Мы поможем разработать игровой проект в соответствии с желаемым рейтингом.
Для решения этой задачи будут привлечены лучшие специалисты, которые сумеют грамотно прописать весь игровой процесс. Прорабатывается геймплей, взаимодействие между игроками, игровые механики, визуализация в соответствии с требованиями возрастного рейтинга.
Это достаточно сложный и трудоемкий процесс, но он позволит максимально сохранить аутентичность изначальной задумки. Также точно и корректно передать видение авторов не выходя за рамки дозволенного с точки зрения морали, законодательства. В конечном итоге вы получаете продукт, приносящий прибыль, при этом соответствующий всем нормам цензуры.