Промышленный дизайн троллейбуса

Булат Окуджава использовал троллейбус как средство борьбы с хандрой. Мы не призываем вас наматывать круги, ожидая впрыска эндорфинов в кровь, но иногда дизайн транспортного средства действительно может поднять настроение.

Креативный дизайн троллейбуса

Фото. Необычный дизайн троллейбусов

В статье рассмотрим, чем же отличаются украинские троллейбусы от заграничных, как менялся дизайн, начиная с 1944 года и какие новинки троллейбусного рынка ожидают нас в ближайшем будущем.

Гринпис и Минфин одобряют

Хоть на территории Украины в качестве общественного транспорта наиболее популярны автобусы и маршрутки, троллейбусы имеют неоспоримое преимущество: они не вредят окружающей среде. В троллейбусах нет двигателя внутреннего сгорания. Они движутся за счет привода, который преобразует электрическую энергию в механическую.

Также использование электроэнергии более выгодно, чем использование топлива. Москвичи, которым не безразлична судьба города, сравнили стоимость эксплуатации троллейбусных и автобусных сетей.

Стоимость годовой эксплуатации 1 троллейбуса — 3,41 миллиона рублей, автобуса — 3,94 миллиона. Стоимость электричества для 1 км пробега троллейбуса — примерно 9 рублей, а дизельное топливо для 1 км пробега автобуса  обойдется в 16 рублей. Причина, по которой в итоге троллейбус дешевле лишь на 15,5% — необходимость обслуживать сложную инфраструктуру.

Именно поэтому агентство «КЛОНА» считает, что стоит внимательней присмотреться к этому виду транспорта.

Дизайн троллейбуса: назад в прошлое

Первый послевоенный «выезд в свет» состоялся 5 ноября 1944 года. Дизайн транспортного средства можно охарактеризовать так: параллелепипед на колесах. Действительно, во внешнем облике троллейбуса не было ничего лишнего — что вполне оправдано в условиях дефицита.

Промышленный дизайн троллейбуса

Фото. Первый послевоенный троллейбус

Потом работники пропаганды (как сейчас принято говорить — пиарщики) догадались, что троллейбус — не только средство передвижения, но и отличная площадка для рекламы. И «украсили» минималистичный дизайн корпуса слоганами о светлом коммунистическом будущем.

Дизайн транспортного средства

Фото. «Пусть живет партия». Как оказалось, троллейбусы долговечней партии

В период с 1957 по 1968 происходит «смягчение дизайна». Линии кузова становятся плавными и округлыми. С точки зрения промышленного дизайна, это улучшает аэродинамические характеристики. С эстетической точки зрения, это просто красиво. Тенденция плавных линий прослеживается не только в троллейбусах, но и в дизайне автомобилей.

Дизайн первых троллейбусов

Фото. Новый округлый кузов. 1960 год

Раньше на территории Выставочного центра была экскурсионная линия длиной в 9,5 км. Обзорные троллейбусы имели огромные боковые окна и небольшие окошки на крыше. Конечно, это сказывалось на прочности кузова. В 1968 экскурсии по ВДНХ прекратились и троллейбусы начали курсировать по московским маршрутам.

Троллейбус на ВДНХ

Фото. ВСХВ, он же ВДНХ-троллейбус

В 1969 ошибка с жесткостью кузова была исправлена. Дизайн троллейбуса после этого кардинально не изменился, разве что площадь остекления стала меньше.

Дизайн транспорта

Фото. Троллейбус 70-х

Сейчас словосочетание «грузовой троллейбус» вызывает недоумение, но в шальные 80-ые они смело курсировали улицами Союза. Красно-желтый ТГ-3 — дуобус, он оборудован сразу двумя двигателями: внутреннего сгорания и тяговым электродвигателем. Желтый КТГ-1 также имеет в наличии дополнительную кабину сверху. Она предназначена для контроля контактных путей.

В основе дизайна принцип «ничего лишнего». А яркий цвет кузова помогает избежать дорожно-транспортных происшествий.

Промышленный дизайн грузовых троллейбусов

Фото. Грузовые троллейбусы ТГ-3 и КТГ-1

В 80-х годах инженерные решения диктуют изменения в промышленном дизайне троллейбусов: появляется третья дверь. Модель ЗиУ-9 курсирует по маршрутах СССР, Восточной Европы и даже Латинской Америки. Дополнительная дверь упростила высадку и посадку пассажиров, но сделала кузов ненадежным. Он начал проседать по центру.

Проблему решили белорусы. Они перенесли электрооборудование на крышу. Модель АКСМ-101ПС выпускалась с 1997 по 2003 год.

Дизайн транспорта

Фото. Трехдверный ЗиУ и его белорусский аналог

В 1992 году в Черкассах начинает расти и развиваться компания «Богдан». За годы украинской независимости на дорогах появились автобусы, троллейбусы, легковые авто, грузовая и коммерческая техника ее производства.

Дизайн троллейбусов радует. Желтые снаружи, синие внутри, с небольшой полоской украинского орнамента. Совпадение? Или акт патриотизма?

Промдизайн современных троллейбусов

Фото. Троллейбусы черкасского производства Богдан

Первым в украинской линейке автобусов был Богдан Т501.10. Следующие серийные модели имели лишь небольшие видоизменения. Кузов обработан антикоррозионными эмалями. Максимальная скорость — 100 км/час.

В задней части салона троллейбуса Т501 исчезло повышение. Теперь транспортное средство полностью низкопольное, появились сиденья нового типа.

Троллейбусы на улицах России, Белоруссии, Польши

Внимание, спойлер.

Кардинальных отличий между заграничными и отечественными троллейбусами — нет. Рассмотрим, например, нашим соседей.

Россия

Самая крупная троллейбусная сеть в мире находится в Москве. На втором месте — минские троллейбусы. Кстати, именно Советский Союз был первой страной, которая задумалась о влиянии транспорта на состояние окружающей среды.

Сейчас в российской столице можно встретить троллейбус белорусского производства БКМ-43303А Vitovt Max Duo. Промышленный дизайн продуман до мелочей:

  • в наличии дизель-генераторная установка, которая позволяет ехать без поступления электроэнергии;
  • удобные сидения (автор не пробовал, он поверил отзывам);
  • низкий пол;
  • две большие площадки возле 2-ой и 3-ей двери.
Современный промышленный дизайн

Фото. Российский Витовт

Белоруссия

«Белкоммунмаш» — белорусский производитель наземного транспорта, который поставляет троллейбусы, пассажирские трамвайные вагоны и электробусы в 9 стран мира.

Белорусские троллейбусы отличаются повышенным уровнем комфорта:

  • в салоне есть 6 откидных сидений, что увеличивают вместимость в час пик;
  • троллейбус оборудован выдвижным пандусом и системой снижения уровня до высоты тротуара;
  • в салоне есть кондиционеры;
  • благодаря конденсаторным батареям транспортное средство может проехать 5 км без контакта с проводами.

В 2015 году «КЛОНА» для предприятия «Белкоммунмаш» разработала промышленный дизайн валидатора — устройства для проверки проездных билетов.

Промышленный дизайн валидатора

Фото. Украинский валидатор для белорусского троллейбуса

О других наших разработках читайте в статьях:

Польша

В Польше троллейбусов нет. Они прекратили свое существование в 1995, так как контактные провода пересекались с трамвайными и мешали движению крупногабаритного транспорта. Теперь варшавские троллейбусы можно увидеть разве что в музее транспорта.

Что нового в троллейбусном мире?

Немецкая компания Viseon разработала промышленный дизайн троллейбусов для студентов Саудовской Аравии.

Современный промдизайн

Фото. Троллейбус производства Viseon

Троллейбусы обеспечивают сообщение между университетом и общежитиями, что находятся за пределами Абу-Даби. Стоимость одной машины — около миллиона евро.

В троллейбусах есть wi-fi, система климат-контроля и воздушные завесы возле дверей. В машинах установлены тонированные стеклопакеты, которые спасают от 50-градусной жары.

В Швейцарии появились троллейбусы, что работают без контактных линий электропередач. Они оборудованы аккумуляторами, энергетический запас которых пополняется во время высадки и посадки пассажиров. Этой энергии как раз хватает, чтобы доехать до следующей остановки.

В Японии города Татэяма и Омати соединены подземной троллейбусной линией. Она проходит сквозь часть горного хребта. Кстати, обычных наземных троллейбусов в стране восходящего солнца нет.

Дизайн японского троллейбуса

Фото. Троллейбус отправляется в Татэяму

Такая же подземная троллейбусная линия есть в Бостоне. Она называется серебряной линией.

Американский промышленный дизайн

Фото. Американская серебряная линия

В США транспортная компания King County Metro Transit в 2016 году начала эксплуатировать троллейбусы Xcelsior XT40. Они имеют аккумуляторы, которые позволяют передвигаться без контакта с проводами. Запас хода составляет от 5 до 8 км. Этот гибрид троллейбуса и электробуса уже работает на улицах Сиэтла.

Промышленный дизайн троллейбуса

Фото. Сиэтлский троллейбус с аккумулятором

Команда «КЛОНЫ» искренне надеется, что у троллейбусов будущее есть, потому что это:

  • экологично;
  • экономно;
  • удобно.

Еще искренней мы надеемся, что будущее есть у наших с вами взаимоотношениях. Если вдруг вам понадобиться создать 3D модель троллейбуса либо вылить из пластика отдельную его часть — просто наберите наш номер.

С радостью вам поможем.

Ваша КЛОНА

+38 (044) 338 88 02

hi@klona.ua