Мы занимаемся промышленным дизайном уже 6 лет. За это время у нас было много проектов: датчики, часы, браслеты, корпуса, и даже игрушки. За 6 лет мы многому научились и во многом кардинально поменяли свой взгляд на промышленный дизайн. Поэтому хочется донести несколько важных вещей, которые могут облегчить работу заказчиков со студиями дизайна и, конечно, взглянуть изнутри на то, как работает студия промышленного дизайна и зачем она это делает.

Усаживайтесь поудобнее 🙂

Как работает студия промышленного дизайна

Промышленный дизайн — не искусство

И это первая мысль, которую мы пытаемся донести до людей, которые приходят в нашу студию. Задача промышленного дизайнера — разработать и спроектировать предмет. Это значит, что он должен быть удобным в использовании, понятным, ориентированным на конкретного потребителя, реализуемым, и только потом красивым. “Сделать красиво” — это к художникам.

Как не работает студия промышленного дизайна

У дизайнера — одна голова, а у промдизайнера — 4

Не буквально, конечно. Особенность промышленного дизайнера, в отличие от графического, например, в том, что ему приходится одновременно быть конструктором, материаловедом, маркетологом и, наконец, дизайнером. Конечно, это не значит, что промышленный дизайнер должен обладать всем набором знаний, необходимым для 4 профессий. Но базовые знания для общение с этими специалистами обязательно должны быть. Поэтому и создают студии промышленного дизайна. Под одной крышей собирают всех необходимых специалистов, которые образуют команду и выдают в результате готовый продукт, который понравится потенциальному потребителю.

Почему фрилансер — это не очень хорошая идея?

Возражение, которое мы слышим чаще всего: “А почему так дорого? Мне фрилансер за три копейки сделает”. Обычно мы не спорим, у некоторых проектов действительно такие бюджеты, с которыми работать абсолютно нереально в рамках студии промышленного дизайна. И тогда проще пойти к фрилансеру за быстрым и дешевым результатом. Казалось бы, идеальный вариант. Почему мы против такого подхода? Нет, не потому что хотим больше денег и заказов. А потому что:

  • фрилансер НЕ несет ответственности за продукт;
  • фрилансер — НЕ технолог, не маркетолог и не материаловед (а если да — то стоит он на уровне студии) и в его команде таких специалистов нет (а если да — это уже студия промышленного дизайна);
  • фрилансер НЕ подготовит модель к прозиводству и уж точно не изготовит ее вам.
Промышленный дизайнер - фрилансер

Так что, наш вам совет, если у вас недостаточно бюджета — ищите инвесторов. Не стоит надеяться на то, что получится качественно и дешево. Потому что не получится. А потраченные деньги уйдут в никуда.

Куда же тратятся ваши кровно заработанные?

Давайте попробуем разобраться, из каких этапов состоит проект по разработке нового продукта, и какой объем работы предполагает. Чтобы проще было понять, возьмем для примера разработку умного браслета (потому что мы создали уже не один).

К нам приходит заказчик и говорит: “Я придумал классный гаджет, хочу взорвать мировой рынок. Это умный браслет, который будет считать кол-во калорий, уровень ЧСВ и предсказывать настроение жены на завтра. Исследования проведены, начинка разработана, давайте сделаем дизайн”.

Гениальный промышленный дизайн

Мы восхищаемся идеей, хвалим заказчика и приступаем к составлению ТЗ. Подробно описывать, что туда входит не буду, это тема отдельной статьи, но вот пара общих пунктов:

  • целевая аудитория (пол, возраст, место проживания, интересы, образ жизни и т.д.);
  • рынки сбыта;
  • применение гаджета;
  • полное описание функционала;
  • маркетинговые цели компании;
  • понравившиеся референсы (если такие есть);
  • требования к конструкции (если такие есть) и т.д. и т.п.

После того, как мы поняли чего хочет заказчик, наступает второй этап: исследование. Здесь подключаются маркетологи, которым необходимо собрать большое количество данных и поделиться ими со всей остальной командой. Изучается рынок, подбираются референсы, выводятся тренды, формируются ожидания ЦА и т.д.

Только после этого можно начать разрабатывать концепты. Чаще всего это делают в форме эскизов. Промышленный дизайнер разрабатывает от 3 до 15 вариантов (а иногда и больше) в зависимости от требований заказчика. Самые удачные варианты моделируются в специальной программе и готовится визуализация для заказчика.

Заказчик смотрит и говорит, какие варианты ему понравились, где нужно внести правки, что стоит удалить и никому не показывать и т.д. Промышленный дизайнер дорабатывает варианты, добавляет, что нужно, удаляет, что не нужно и снова отправляет руководителю проектов для презентации. В идеальном мире после первой презентации всем все нравится и можно двигаться дальше.

Студия промышленного дизайна - заказчик

На практике может понадобится еще одна презентация, чтобы студия и заказчик пришли к общему решению. Но и на этом работа не заканчивается. После того, как мы утвердили вариант под названием “Это круто, ребята, давайте делать” настало время приключений подготовки к производству.

Это самая сложная и интересная часть. Мы подбираем материалы, советуемся с инженерами, конструкторами и другими умными людьми. Все это делается для того, чтобы убедиться, что идеальный баланс между дизайном и оптимальной ценой производства найден.

И когда мы сделали и это, то все еще находимся примерно на половине пути к готовому изделию. Ведь нужно создать пресс-форму, изготовить первый образец, протестировать его, доработать при необходимости, проконтролировать первый тираж и тому подобные интересные вещи 🙂

На реализацию проекта уходит от нескольких месяцев до года. Под каждый проект собирается отдельная команда из минимум шести человек. Увы и ах, это огромные ресурсы: время, деньги, нервы. Зато результат оправдает ожидания.

Деньги - результат

Как не допустить роковую ошибку при выборе студии промышленного дизайна?

Выбор студии — ответственный процесс. И этим, по моему скромному мнению, должен заниматься непосредственно руководитель проекта а не его зам/секретарь/офис-менеджер.

На что стоит обратить внимание?

  1. Наличие в портфолио сложных объектов промдизайна. Некоторые компании с чистой совестью заявляют, что занимаются промышленным дизайном, хотя на деле разрабатывают геометрию бутылок. И это, безусловно, тоже промдизайн. Однако сложное устройство вряд ли будет им по плечу.
  2. Наличие в штате маркетолога. Неочевидное преимущество, но именно маркетолог способен своими рекомендациями еще на этапе разработки дизайна заложить фундамент высокой популярности будущего продукта.
  3. Наличие производства или адекватных подрядчиков. Студия промышленного дизайна не обязана иметь собственное производство. Но опыт подсказывает, что если оно есть (или же постоянные партнеры-производственники), то студия обязательно позаботится о том, чтобы удешевить производство, не навредив качеству продукта.

Надеюсь, я помогла вам понять, чем занимается студия промышленного дизайна, и почему это круто. Если у вас остались какие-то вопросы/возражения/дополнения, пишите в комментариях, пообщаемся 🙂