Нормальная работа любого устройства или программы – это идеальное сочетание UX и UI дизайна дашборда. Приборные панели разрабатываются для упрощения восприятия информации, экономии времени и повышения эффективности работы.
Дашборд — для чего нужен и где используется
Использование информационных панелей распространено во многих отраслях и направлениях, отличаясь при этом задачами и дизайном.
— Дашборд в сфере управления – применяется для учета КРI сотрудников, времени и производительности. Для передачи данных здесь наиболее часто используются различные виды диаграмм, интерактивные данные которых делают работу более удобной и эффективной.
— Панель информации в маркетинге – для сбора данных о производственных процессах, поведении пользователей, посещаемости площадок и т.д. Предпочтение в этом случае отдается графикам и динамичным метрикам.
— Дашборды в приборах для фитнеса и системы здравоохранения – для улучшения здоровья посредством сбора определенных данных, достижении целей, сравнения активности и показателей и.т.д.
— Информационные панели в сфере образования – для отслеживания статистики посещаемости и успеваемости, а также для анализа и оценки внедрения школьных программ.
Создание дашборда помогает пользователям получить все необходимые данные и построить свой путь для достижения конкретных задач. При этом обе составляющие эффективности являются максимально важными:
— UX отвечает за соответствие продукта потребностям пользователей;
— UI предназначен для визуализации информации, подачи данных в удобном и понятном формате.
Именно поэтому при разработке дизайна дашборда стоит учитывать возможные ошибки и систематически проводить анализ задач, который поможет выявить все трудности эксплуатации и найти способы улучшить пользовательский опыт продукта.
Разработка UX дизайна дашборда — анализ задач
Цель такого исследования – проследить весь путь пользователя от регистрации и до завершения задачи, выявить возможные трудности, убрать лишние шаги и т.д.
При проведении анализа также оценивается сложность, частота и время выполнения задач, влияние на это различных факторов: эмоций, типа мышления, окружающей среды и различного рода ограничений.
В итоге принимается решение, насколько эффективно продукт выполняет свои функции и как можно улучшить этот результат.
Анализ задач конкретно указывает, что нужно доработать и какие функции (показатели) не используются пользователем. При этом оценка ненужных данных также очень важна, поскольку дает возможность существенно упростить работу с продуктом.
Типы анализа дашборда — под прицелом UX дизайн
Исследовать эффективность UX дизайна помогут два типа анализа:
— иерархический;
— когнитивный.
Как создать функциональный дашборд — иерархический анализ
Само слово «иерархия» уже подразумевает деление всей информации на главную и второстепенную. Исходя из этого к целям иерархического анализа можно отнести разделение всего процесса взаимодействия на отдельные этапы – от оценки главных процессов до конкретных подзадач.
На этом этапе оценивается удобство выполнения каждого пункта на пути к цели. Разработчики смогут увидеть чрезмерное нагромождение подзадач или отметить некоторое затруднение в поиске логического следующего шага в иерархии процесса.
Здесь важно придерживаться принципа иерархии (модель инвертированной пирамиды), выводя главную информацию на удобные для восприятия позиции и показывая пользователям, каким образом можно продолжить работу с представленными данными.
Визуализация дашборда — когнитивный анализ
Если первый тип анализа больше изучает функционал панели, то второй направлен на оценку поведения пользователя – его эмоциями и действиями на всех этапах.
Такой подход покажет трудности в интуитивном восприятии продукта и подскажет, какие моменты требуют улучшения.
Система дашборд — основные этапы анализа UX дизайна
Этап №1: Мониторинг
В этой фазе исследования применяются различные методы:
— полевое изучение: анализ эффективности продукта непосредственно в месте его использования (приложения для регистрации пассажиров лучше исследовать в аэропортах, финансовые программы в банковских отделениях, фитнес-приложения в спортклубах и т.д.);
— дневниковые записи: ежедневное документирование взаимодействия с продуктом точно укажет все его слабые и сильные стороны;
— интервьюирование пользователей: поможет понять качество и быстроту выполнения задач, удобство и логичность подачи информации на приборной панели;
— юзабилити-тест: создание прототипа задачи и его тестирование с пользователем позволит заблаговременно изучить реакцию и действия пользователей на каждую метрику и динамичный элемент, укажут на трудности в выполнении задач;
— аналитические программы: специальные инструменты (например, Google Analytics) помогает получить полную картину поведения пользователей на доске, оценить функциональность каждой метрики и увидеть слабые места в визуализации и процессах.
На этом этапе нужно четко определить четыре основных момента в UX дизайне дашборда:
— определение триггера, побуждающего пользователя к взаимодействию;
— логичность и понятность пути к желаемому результату (переходы по метриках, активация отдельных зон, открытие дополнительных вкладок и т.д.);
— оценка знаний и навыков, которыми должен обладать пользователь для успешной работы с продуктом;
— анализ артефактов, которые могут понадобиться в процессе работы (ввод личных данных, загрузка определенных документов).
Этап 2: Оценка дашборда — визуализация данных анализа
С помощью специальных программ (UXPin User Flows, Miro и др.) можно построить наглядную блок-схему анализа дизайна дашборда.
В конечном итоге разработчики получают ответы на самые важные вопросы, определяющие эффективность дашборда:
— Сколько метрик представлено? Как они ведут к достижению цели? Нужно ли их оптимизировать или расширять?
— Время взаимодействия на пути к цели? Как можно повлиять на хронометраж на каждом этапе?
— Частота использования. Насколько часто используют пользователи те или другие показатели? Как можно сократить повторяющиеся шаги?
— Физический и когнитивный аспект взаимодействия. Насколько удобен и доступен продукт для пользователей с ограниченными возможностями? Насколько интуитивно понятная подача информации и каких умственных усилий (знаний, навыка и опыта) требует ее расшифровка.
Анализ UX дизайна дашборда покажет поведение пользователей, позволит обнаружить болевые точки и слабые места на панели. Эти данные успешно используются для усовершенствования продукта, повышения его функциональности и эффективности в достижении целей.
Как сделать правильный дашборд: пример анализа UI дизайна
Идеальная приборная панель также должна отличаться качественным UI дизайном. Его элементы должны:
— быть актуальными;
— давать полную картину ситуации;
— подсказывать следующие шаги для реагирования на все изменения.
В итоге эффективная UI панель дает возможность не только получать актуальную информацию, но и вносить в нее коррективы для достижения нужного результата.
Нужно также понимать, что пользователь должен быстро разобраться со всеми метриками, сложив из них полное прочтение всего объема информации. Поэтому нужно быть предельно внимательными к визуальным элементам, не перегружая дашборд лишними цифрами без смысловой нагрузки. Затруднять восприятие данных могут и отвлекающие эффекты, сложные 3D-графики, отсутствие пространства между блоками данных и т.д.
В UI дизайне дашборда стоит помнить и о значении цвета и шрифта. Градация тонов или игра контрастов должны помогать читать данные, а не запутывать пользователя. Оптимальным считается использование 3-4 оттенков на панели, а вот шрифт лучше выбирать один, играя где нужно с его весом и стилем.
Рассмотрим несколько примеров дашбордов для понимания сильных и слабых сторон UI дизайна.
Примеры дашбордов: Стоит присмотреться!
Приложение для учета финансов
— интуитивно понятная подача данных;
— соблюдение баланса между паттернами дизайна и графическими элементами;
— идеальная группировка информации по логическим блокам;
— четкое разделение показателей контрастными цветами, которые повторяются в графике и диаграмме;
— наличие активных зон, позволяющих конкретизировать данные и получить более полную картинку.
Панель информации платформы Simple Loyalty
— лаконичный дизайн, дающий весь объем информации на одном экране;
— спокойный контраст цвета, четкое выделение цифровых показателей;
— отсутствие информационного и визуального перегруза;
— наличие активных элементов для получения дополнительных данных.
Версии дашбордов: Требуют улучшения(
Аналитика в дашборде по контролю ситуации с COVID-19
— отсутствие визуальных акцентов;
— монотонность цветовой палитры, на фоне которой теряются важные цифровые данные;
— однотипность подачи информации;
— низкая интерактивность не позволяет просмотреть данные графика в нужной точке, что существенно снижает функциональность панели.
Панель информации платформы безопасности
— отсутствие логичности в расположении блоков: акцентные элементы отвлекают внимание пользователя от важных цифр на дашборде;
— непродуманный дизайн и отсутствие понятных метрик;
— наличие слепых точек – присутствия показателей, конкретизация данных которых требует дополнительных знаний и опыта;
— сложность восприятия и взаимодействия с данными.
Качественный дашборд: создание ux и ui дизайна — подводим итоги
Как построить интуитивную панель управления, можно подсмотреть в видео ниже:
Анализируя все приведенные выше аспекты, можно сложить единый пазл гармонического сочетания UX/UI в дизайне информационной панели. Для ее максимальной эффективности необходимо:
1) обеспечение подачи актуальных данных;
2) интуитивная логика пути пользователя от первого до последнего шага на пути к решению задач;
3) понятная визуализация информации для быстрой ориентации и удобного поиска нужных данных и выбора необходимых действий;
4) доступность восприятия и взаимодействия – возможность оперативно определять главное и второстепенное, вносить коррективы и находить активные точки для конкретизации нужных элементов.
Именно эти свойства сделают дашборд по-настоящему эффективным, делающим даже самые объемные и трудные процессы простыми в восприятии и быстрыми в решении.
Специалисты KLONA знают тонкости создания дашбордов, а также смогут провести анализ задач и усовершенствовать уже работающую панель, увеличивая и оптимизируя ее возможности. Просто свяжитесь с нами по указанным контактам и получите консультацию от профессионалов.
Мы — не лучшие, мы просто делаем ЛУЧШЕЕ!